.

РусскийУкраїнськаEnglish


Статья 13. Обеспечение специальных условий охраны и использования

пещер.

1.  Получение карстовой  полостью  официального статуса пещерного объекта устанавливает с этого момента требования специальной охраны, ограниченный режим доступа, изъятие из хозяйственного использования для данного природного комплекса и запрет любой деятельности, которая может отрицательно влиять на его состояние.

2.  Специальные условия относительно пещер, которые указаны в данном законе, а также общие условия относительно памятников природы, определенные в ЗУ "О природно-заповедном фонде Украины", "Об охране окружающей природной среды", распространяются на все пещерные объекты, независимо от категории приобретенного ими статуса.

3.  Пещерные объекты как естественные комплексы, которые имеют особую экологическую и научную ценность, изымаются из хозяйственного использования в соответствии  со Ст.61 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".

4.  Карстовые объекты что расположены или выявлены на землях, которые находятся в аренде, в коммунальной или частной собственности, должны быть выведены как собственно пещеры - объекты недр из соответствующей собственности и переданы в государственную собственность или собственность местной общины с последующим определением  куратора пещеры. Куратор пещеры определяется согласно Ст.18, Ст.19, Ст.28, Ст.29 данного закона.

 

Статья 14. Базовая (первичная) охранная территория пещеры.

1.  Государственными и местными органами власти должна быть выделена и зарезервирована базовая (первичная) охранная территория,которая расположена вокруг входа в пещерный объект. Минимальная площадь такой базовой охранной территории должна составлять не меньше 0,05га. Границыохранной территории должны быть обозначенные и зафиксированные в натуре.

2.  Территория базовой охранной зоны изымается из хозяйственного пользования. На землях базовой охранной зоны вокруг входа в пещерный объект согласно Ст.6, Ст.7 ЗУ "О природно-заповедном фонде Украины" запрещается любая деятельность, которая отрицательно влияет или может отрицательно влиять на состояние пещеры или препятствует ее исследованию и охране, включая запрет проведения мелиоративных, лесоустроительных и пахотных работ.

 

Статья 15. Общая охранная зона пещеры.

1.  Органы государственной экологической инспекции вместе с местными органами власти обязаны обеспечить создание общей охранной зоны над всей площадью расположения пещеры под землей соответственно  ее карте и плану.

2.  Территория общей охранной зоны не изымается из хозяйственного пользования. Для нее органами государственной экологической инспекции устанавливаются сервитуты относительно проведения на ней мелиоративных, лесоустроительных и пахотных работ.

3.  Учитывая специфическое значение для образования и сохранения пещер гидрологическогорежима, водосбора и поверхностных стоков на территории расположения пещерного объекта, органы государственной экологической инспекции обязаны дополнительно установить сервитуты относительно запрета проведения вырубки лесных насаждений и изменения рельефа, а также других работ, которые приводят или могут привести к изменению гидрологического режима.

 

Статья 16. Ведение и распоряжение территориями охранных зон.

Территории, которые резервируются с целью создания охранной зоны над площадью (планом) расположение под землей пещерного объекта, остаются в ведении их землевладельцев или землепользователей и используются по целевому назначению с соблюдением особых требований охраны окружающей природной среды, которые определяются соответствующим решениями о резервировании.

 

РАЗДЕЛ ІV.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И РАСПОРЯЖЕНИЕ ПЕЩЕРАМИ

 

Статья 17. Собственность на пещерные объекты и распоряжение ними.

1.  Пещерные объекты, как часть недр согласноСт.4. "Кодекса Украины о недрах", являются исключительной собственностью Украинского народа и предоставляются только в пользование с целью дальнейшего их исследования, экскурсионно-туристического или медицинского использования.

2.  Для текущего управления, проведения исследований и охраны пещеры и территории вокруг них могут передаватьсяв ведение (пользование) спелеологическим организациям как их перво-открывателям или исследователям в соответствии соСт.4, Ст.12 и Ст.13 ЗУ "О естественно заповедном фонде Украины" и Ст.13, Ст.14 "Кодекса Украины о недрах".

3.  Спелеологическим организациям пещеры передаются во временное и ограниченное распоряжение согласно условиям специального разрешения на пользование недрами (Спецразрешение). Соответствующее попечение пещерными объектами реализуется в форме кураторства спелеоклубов над ними.

4.  Спелеологической организации, которой пещерный объект передан в ведение и распоряжение, для выполнения своих обязанностей и законодательного обеспечения ее прав предоставляется специальный официальный статус "куратор пещеры".

5.  Спелеологическим организациям и спелеологам - гражданам Украины предоставляется безусловное право проводить на инициативной основе и за собственное средство поисковые работы по открытию новых пещер на всей территории Украины.

 

Статья 18. Куратор пещеры.

1.  Куратор (распорядитель) пещеры - это юридическое лицо, спелеоклуб или научное учреждение, которому на постоянной и официальной основе передан в ведение конкретный карстовый объект (пещера, понор, воронка) и которое в пределах предоставленных полномочий осуществляет распоряжениеобъектом, его исследование и охрану, а также контролирует и определяет регламент посещения пещерного объекта, несет ответственность за его сохранение.

2.  Куратором пещеры может быть только юридическое лицо - общественная спелеологическая организация или научное учреждение.

3.  Допускается кураторство одного спелеоклуба над несколькими карстовыми объектами.

4.  Первоочередным правом на обретение статуса куратора владеют первооткрыватели или перво-исследователи новой пещеры. Соответствующий приоритет спелеологической организации устанавливается исключительно на основании даты первого публичного извещения о факте открытия карстовой полости или о ее перво-прохождении согласноРазд. VІ данного Закона.

 

Статья 19. Категории статуса куратор пещеры.

Устанавливаются три категории статуса куратор пещеры: временный по умолчанию (не официальный), временный официальный, постоянный официальный.

1.  Неофициальный временный статус куратора пещеры по умолчанию спелеоклуб автоматически приобретает по факту открытия или осуществление им перво-прохождения или перво-картирования пещеры.

2.  Основанием признания за перво-открывателями пещеры статуса ее куратора по умолчанию являетсяподача соответствующего публичного сообщения об открытии пещерного объекта. Данный статус неофициального куратора приобретается спелеологической организацией на основе права первооткрывателя и первого исследователя пещеры.

Статус куратора пещеры по умолчанию действителен на протяжении ограниченного срока отведенного согласно Ст.31 данного Закона для подачи официальной заявки  об открытии новой пещеры в уполномоченный государственный орган - Госгеокадастр  с целью обретения официального статуса куратора пещеры.

3.  Официальный временный статус куратора пещеры приобретается спелеоклубом на основании представленной заявки в Госгеокадастр и соответствующей регистрации пещеры в официальном резервном каталоге пещер. Он действует на период открытия и первоначального исследования, до момента оформления и получения официального статуса постоянного куратора пещеры.

4.  Официальный статус постоянного куратора пещеры приобретается спелеологической организацией с момента получения спецразрешения на пользование недрами - пещерой при условии дальнейшего обязательного оформления предусмотренных в Ст.22 документов и подачи соответствующей заявки в Госгеокадастр о включении этой пещеры в официальный кадастр пещер Украины.

5.  Для пещер, которые давно открыты, но не имеют куратора или постоянного исследователя, функции ее временного куратора полагаются на местные органы экологического контроля. Такие пещеры вносятся органами экологического контроля в список пещер открытых для назначения постоянного куратора. В данном случае постоянный куратор для такой пещеры определяется  на основании соответствующей инициативы определенного субъекта спелеологической деятельности. 

6.  В случае, если изучение пещеры никем не проводится, куратором пещеры по замалчиванию считается спелеоклуб, в географической области выездов которого находится дана пещера и который изъявил желание взять данную пещеру под свою опеку и предоставил публичное сообщение о своих соответствующих намерениях.

 



 

Лента последних новостей

 

 Новые районы в пещере Оптимистической !!!

читать дальше >>>

Покушение на жизнь!

Отстаивание пещер под дулом пистолета.
Читать дальше>>>


Музей спелеологии

Мы обращаемся ко всем с большой просьбой!
Если у вас или ваших знакомых есть старое снаряжение, экспонаты связанные с эволюцией света или старые горелки-примусы пожалуйста свяжитесь с нами и передайте их в музей.читать дальше>>>


Зачем чиновникам пещеры?

altНПП Днестровский каньон, как следовало ожидать, не только рейдеры, но и полные бездельники. Всем известен факт про то, как рейдерскими способами...

итать дальше >>>





Сейчас 61 гостей онлайн

ЗУРСГС Сайт спелеологов »


Погода в Королевке »

КОНТАКТЫ »

Контакты

Экскурсии в пещеры »

Статистика »

Сегодня412
Вчера1087
На этой неделе3867
В этом месяце14292
Всего830674